Главная » Статьи » Персоналии » Музыкальные деятели |
Асма Усманова
Известная башкирская сказительница эпоса «Урал-батыр», знаток народных традиций, обычаев, сказаний. Является уникальным дарованием и личностью, очень много сделавшей по сохранению народных ценностей. Лауреат I республиканского состязания сэсэнов, обладательница Гран-при I смотра колыбельных песен, Гран-при II регионального конкурса башкирских сказителей (2012). За многолетнюю плодотворную работу по сохранению и пропаганде народного творчества Асма Мавлямбирдеевна Усманова награждена медалью Всемирного курултая (конгресса) башкир «Ал да нур сэс халкына!». Родилась 10 августа 1932 года в д. Утарбаево Хайбуллинского района. Окончила Акъярскую среднюю школу. 40 лет своей жизни посвятила обучению детей, преподавала физику и математику. За долголетний и доблестный труд была удостоена звания “Отличник образования РСФСР”. При общении с ней поражает то, насколько глубоки ее знания в области традиционного башкирского быта и культуры, в т.ч. женского костюма. О народных костюмах А.М.Усманова может рассказывать бесконечно и очень увлеченно. Не остаются без внимания не только детали костюмов, но и их украшения, узоры, технические приемы. Истоки ее познаний в области национальных костюмов лежат в детстве. Знание народных традиций, умение по одежде определять к какому родовому подразделению принадлежит тот или иной человек, судить о возрасте ее обладателя, его положении в обществе – все это впитала в себя Асма-апай от своих родителей. У своей матери и бабушки она обучилась всем видам женского рукоделия – шитью, вышиванию, вязанию. С неподдельным интересом изучала она одежду своих близких и односельчан, обращая внимание на материал, покрой и особенности в украшении одежды в целом и отдельных ее деталей. «Помнится, в Утарбаево в довоенные годы еляны (верхняя национальная одежда юго-восточных башкир) были только у нашей матери, причем сразу два, из ситца и сатина — свадебный подарок родителей. Наряды не всем по карману были, да и шили их редкие мастерицы. Позже, правда, мамины еляны распороть пришлось. Зачем? Одиннадцать детей в семье, я самая старшая, жили, конечно, небогато. Вот и сшила из них платья сестрам», — рассказывает о поре своего детства Асма-апай. Спустя годы, проведенные в учебе и заботах о младших, девушка поступила в Орский государственный учительский институт, отдав предпочтение физико-математическому факультету, устроилась на работу в школу. В спутники жизни тоже выбрала педагога — Салимьян Абубакирович вел уроки географии и химии. Вместе они работали в Исянгильдино и Акъяре, вместе вели активную общественную жизнь — в ритме тех далеких лет, когда учителям, как одним из самых грамотных и авторитетных людей на селе, приходилось и самодеятельность организовывать, и политграмоту преподавать. Одними из важных жизненных открытий для Асмы Усмановой стали поездка в Медногорский историко-краеведческий музей и посещение в Ленинграде знаменитого Эрмитажа. Разглядывая экспонаты, в частности, уникальные костюмы Петра I, она окончательно убедилась в том, что ее интерес к старине — увлечение серьезное, от которого просто так не отмахнуться. Вместе с учениками они тогда приняли решение о создании пусть небольшого, но своего музея. Совместными усилиями скромный фонд его пополнялся нехитрыми предметами обихода сельчан, старинными орудиями труда, даже гильзами и снарядами, оставшимися со времен жестоких боев, что гремели у Верхнего Исянгильдино в годы Гражданской войны. Но Асме этого было мало: принимая деятельное участие в сборе экспонатов, она мечтала пополнить фонд музея национальными башкирскими костюмами — нарядно вышитыми, декорированными монетками и тесьмой. Однако мечтай не мечтай, а взять их было негде, да и не на что. Выход назревал один: в поисках моделей она стала заглядывать на страницы республиканских журналов, пыталась восстановить в памяти мамины еляны, собирала материал. Так родилось ее увлечение. В середине 60-х годов супруги Усмановы с тремя детьми переехали в Акъяр. На семейном «жигуленке» они по-прежнему объезжали окрестные деревни, собирая экспонаты уже для районного историко-краеведческого музея, осевшего, наконец, в здании бывшего сельсовета. «Никто меня не заставлял, самой на месте не сиделось», — смеется Асма-апай и ловко оперирует датами, легко выуживая их из памяти. В музее ревностная хранительница старины, будучи на пенсии, проработала шесть лет. Все эти годы, кстати, она попутно занималась изучением фольклора. Детищем этого ее увлечения стал народный фольклорный ансамбль «Кош юлы» - «Млечный путь» (с 1985 года), большинству его участниц, известных в районе и республике бабушек-сказительниц, давно за 70. Коллекция из костюмов семи родов, сделанная руками Асмы-апай, украшает сегодня историко-краеведческий музей Сибая. Еще двадцать костюмов — районный музей села Акъяр. | |
| |
Всего комментариев: 0 | |